Общие критерии написания реферата

Общие правила написания реферата на разные темы

 

После проработки плана и определения литературы, которая будет использоваться в реферате, наступает этап реализации плана – собственно, написания реферата. Этот этап можно условно разделить на две стадии

- подготовка материала,

- написание текста.

1. Подготовка материала для реферата занимает большую часть времени, посвященного реферату вообще. Строго говоря, оно состоит в наполнении плана содержанием. К этому времени у студента есть согласованный с преподавателем план работы – теперь к этому плану подбирается фактура, цитаты, заметки – все, что образуется в ходе изучения соответствующей литературы.

Раньше для этого в ход шли папки, каждая из которых соответствовала названию раздела и наполнялась материалами. В настоящее время это все можно легко сделать, внося подборку материалов в электронный файл, который станет рефератом.

Опять же, тот или иной источник, та или иная трактовка может согласовываться с преподавателем. Оптимальный вариант, если на контроль берется весь процесс подготовки реферата, включая и

стадию формирования черновика. Постепенно знакомясь с литературой, делая выписки и заметки, студент может успешно завершить эту работу в течение недели или менее. Прочитывая тот или иной источник, он, при наличии плана, уже будет представлять, к какому разделу реферата что относится, и как использовать данный материал.

Лучше всего, если, при составлении этой подборки, студент будет сразу оформлять примечания: цитата – примечание, пересказ – примечание, интересный факт или нужная информация – примечание. Так упростится задача оформления текста реферата на следующей стадии его подготовки –

2. Написание текста реферата. Формально теперь реферат – это структурированный набор разных цитат, заметок и ссылок. Когда студент видит, что собрал достаточное количество материала, и этот материал может составить полноценный костяк реферата (т.е. только тогда, когда проработана литература из списка источников), он может приступать к тому, чтобы обработать этот материал и внести свою лепту в него.

Здесь перед студентом выступает задача связать накопленные материалы воедино и продемонстрировать его понимание. Материал воедино связывается написанием обзоров, которые должны быть в каждом разделе. В обзоре студент описывает тот материал, с которым он работает, и дает сведения о проблеме, которой данный раздел или подраздел посвящен. Например, если студент пишет об учении Платона о космосе, и использует диалог «Тимей», то он должен ввести информацию об этом произведении (авторство, время написания, общее содержание), также он должен в целом описать космологию Платона (уровни реальности, форма мира, состав мира (элементы)) – все это будут обзоры, которые должны предшествовать дальнейшему изложению изученной литературы.

Эти обзоры не могут быть пространными – не более 3-4 абзацев, максимум страница. Тем более, из него нельзя делать собственно текст раздела или подраздела. Также необходимо предложить анализ литературы – сопоставление изученных мнений, их оценка, выделение общего и различного в них. Если общие обзоры содержания следует помещать в начале раздела, то сопоставления – в конце в виде некого вывода.

Самостоятельно также студент должен при необходимости предлагать и пересказ той или иной точки зрения. Если невозможно поместить цитату (выписка слишком длинна, а цитата не должна занимать больше 1\3 страницы), или студент выделил разные стороны одного мнения на тот или иной вопрос – он должен пересказать содержание этого материала, ссылаясь на источники в примечаниях.

Равным образом, если студент нашел несколько точек зрения, сходных между собой, он должен обобщить их, пересказав их содержание, и ссылаясь на источники в примечаниях. Например, если по вопросу оценки Фихте как субъективного идеалиста совпали точки зрения Гегеля и Вундта, следует обобщить это мнение в пересказе содержания этих источников, но сослаться на оба источника в конце пересказа, указав и соотв. книги, и - конкретно – страницы этих книг.

Именно написание таких обзоров и пересказов в итоге доводит реферат до нужного объема и состояния оформления. В целом, соотношение написанного студентом и заимствованного можно оценить как 1\3 (из расчета, что на каждой странице основной части будет цитата).

В то же время, следует соблюдать определенные стилистические особенности такого текста как реферат. Они общи для всех квалификационных работ.

d8b7152974ac7b0414c5470c18811938
Узнайте стоимость своей работы Перейти в полную форму заказа

Смотрите также